ЧЁРНЫЙ МАГ С ПОЛУМЕСЯЦЕМ

На протяжении всего месяца, прошедшего после нью-йоркских взрывов, все политики свежевозникшей "антитеррористической коалиции" в один голос твердят о том, что война, мол, ведется не против исламского мира, а против террористов. При этом игнорируется один простой факт - трудно не вести войну с противником, если он, напротив, твердо решил с тобой воевать.

"...Аллах благословил группу мусульман, которая является передовым отрядом ислама, на разрушение Америки. Да пребудут они за это на небесах... Каждый мусульманин должен подняться на защиту своей религии..." После этого телеобращения Усамы бен Ладена возникла чрезвычайно нервная пауза. Муфтий Дагестана Ахмад-Хаджи Абдулаев прокомментировал это высказывание следующим образом - "выносить религиозно-правовые заключения (фетвы) по поводу допустимости объявления джихада имеют право только признанные во всем мусульманском мире теологи". Эта фраза прозвучала в выступлении, призывающем мусульман не поддаваться на провокации. Но немедленно возникает совершенно резонный вопрос: хорошо, а если джихад объявит не бен Ладен, не имеющий формальных прав на подобные заявления, а эти самые признанные теологи? Ну, допустим, фетву вынесут алимы (ученые-богословы) каирского университета "Аль-Азхар", таковым формальным правом, безусловно, обладающие? Что тогда? Г-н Абдулаев не сообщил слушателям, должны ли после этого правоверные немедленно кидаться вспарывать животы окружающим иноверцам, или как?

Между тем, никто из "признанных во всем мусульманском мире теологов" не подает никаких внятных сигналов. Никто из них так и не осудил взрывы в Нью-Йорке. Послышалось что такое крайне неопределенное по поводу того, что террористов необходимо найти и наказать, и мгновенно смолкло. Чуть погодя - и уже значительно громче - раздались голоса, требующие неопровержимых доказательств вины подозреваемых. Чтобы, значит, за взрывы в Нью-Йорке ответили бы именно те, кто виновен именно в этих взрывах. А то еще подвернутся под горячую руку виновные в совсем других взрывах - в Найроби, в Иерусалиме, в Москве, в Волгодонске, etc. Невинные, можно сказать, люди! Их-то за что? 

Что характерно, откуда именно должны взяться доказательства, никак не проясняется. Пригласить г-на бен Ладена в прокуратуру Нью-Йорка для дачи показаний? Послать в Кандагар следственную группу? Может, добровольцы из ОБСЕ объявятся, мастера выискивать фальшивые "массовые мусульманские захоронения" в Сербии? Очень бы хотелось посмотреть. Афган - это вам не Сербия, там сразу же образуется абсолютно достоверное массовое захоронение. ОБСЕшное. Придется следующую группу высылать - для опознания сохранившихся фрагментов. Доказательства же опять понадобятся!

И пока обалдевшее человечество пытается понять, что ему тут вешают на уши, голоса мусульманского духовенства крепчают. Теперь уже дело дошло до "гневного осуждения" ударов по Афганистану. Пять тысяч в Нью-Йорке - это ладно. А вот десяток-другой своих - это уже "государственный терроризм", и никак иначе. Что же завтра новенького прозвучит? 

Так что подождем радоваться по поводу того, что нет "законной" фетвы о джихаде. Пока - нет, а там - кто знает? Аллах велик... 

Многие западные политики, понимая двусмысленность сложившейся ситуации, пытаются сделать ее хоть сколь-нибудь внятной. Так, к примеру, британский экс-премьер Маргарет Тэтчер недавно заявила, что теракт в Нью-Йорке должны осудить именно мусульманские богословы. Постаралась разжевать все как можно проще, чтобы никак нельзя было бы отвертеться - в самолетах, мол, были дети. Детей убивать нехорошо. А сообщать им, что они сейчас умрут в наказание за грехи каких-то неведомых дядей - нехорошо вдвойне. 

Хрена лысого! Назавтра же группа британских алимов осудила выступление "железной леди", как "провокационное". Действительно, наглость какая! Гяуры еще будут нам указывать, кого резать можно, а кого нельзя! Причем ладно бы просто гяуры, а тут еще и баба! Пускай спасибо скажет, что сама живой ходит. И без паранджи. Это пока - без паранджи, а там посмотрим. Аллах, опять же, велик!

Пикантность ситуации заключается в том, что это именно британские алимы. Не полуграмотные оборванцы из Богом забытой дыры, обиженные на западный мир из-за своей нищеты и отсталости, как пытаются нас убедить несгибаемые защитники "общечеловеческих ценностей". Нет, это вполне благополучные граждане Великобритании, надо полагать, честные налогоплательщики. Филантропы. Члены разнообразных благотворительных обществ. Тех самых, что финансировали чеченских террористов. Вербовали наемников. Так что вряд ли дело в нищете и зависти. Дело совсем в другом.

Дело в том, что сегодняшний исламский (точнее, суннитский, поскольку Иран - единственное шиитское государство в сегодняшнем мире - по многим причинам в описываемую схему не укладывается) мир устроен достаточно своеобразно. Эдакий трехголовый Змей Горыныч, каждая голова которого старательно делает вид, что существует сама по себе. Время от времени головы устраивают между собой шумные свары, жалуются друг на друга зевакам, завороженным редким зрелищем, порой даже какую-то голову отхватывают напрочь... Представление заканчивается одним и тем же - откушенная голова быстренько отрастает, кто-нибудь из зевак непременно попадает на зубок - неважно, какой из голов - а спрятанное за сценой общее туловище неуклонно растет. 

До недавнего времени голов было две - власть светская и духовная. Разделение произошло после падения Османской империи, так как турецкие султаны были последними светскими владыками, носившими также и титул халифа, т.е. объединяли в своем лице обе властные ипостаси. На протяжение всего ХХ века весь остальной мир заворожено наблюдал за противостоянием "светских модернистов" и "реакционных мулл". Картинка могла изображать полный антагонизм - как это было в разное время в Египте, Пакистане, Алжире, практически весь век - в Турции. Могла, наоборот, демонстрировать как бы внешнюю чрезвычайно корректность при внутренней холодности - в той же Саудовской Аравии. Светские власти могли сажать (а то и казнить) представителей оппозиционного духовенства. Религиозные экстремисты, в свою очередь могли не только устраивать покушения на светских правителей, но иногда даже добиваться успеха - вспомним хотя бы Анвара Садата. Неизменным оставалось одно - какую бы активность ни демонстрировали обе стороны, сторонний (то бишь западный либо советский) наблюдатель обозревал одну и ту же сцену - изнемогающих в борьбе "светских цивилизаторов", время от времени с надрывом обращающихся со сцены непосредственно к зрительному залу: "Видали, чего делается? Помогли бы чем - деньгами там, оружием... А главное - сами особо не шумите, ежели этот опять кого из ваших зарежет. Ни-ни! А то совсем сбесится! Сами же видите - из последних сил удерживаю!" Зачарованные зрители опорожняли карманы и бумажники. 

Были, конечно, и нюансы. Если представление разыгрывалось для зрителя советского - то содержание сложных балетных партий подавалось как "движение по социалистическому пути развития" и "борьба с империализмом". Если для западного зрителя - то речь шла о "движении к светскому демократическому обществу" и "борьбе с коммунистической экспансией". Ведущие солисты, вроде Мустафы Кемаля Ататюрка, несколько лет проведя на одной сцене, на второй исполняли ровно ту же партию под другим названием, не изменив ни единого па. И ничего, публика рыдала и забрасывала цветами.

Сегодня же на наших глазах выросла третья, вспомогательная голова - "исламские интеллектуалы". Орган абсолютно функциональный. Во-первых, западный либеральный интеллектуалитет, оказывающий серьезное влияние на общественное мнение, не склонен очаровываться "генералами-цивилизаторами". Для работы с этой публикой нужны инструменты потоньше. Во-вторых, и на Западе, и в России растет влияние консервативных и традиционалистских сил. На этом поле тоже нельзя работать с незатейливой пьеской "про муллу и генерала".

Первое явление новой головы на российском политическом поле было связано с фигурой Мовлади Удугова. Человек, из туманного далека дирижировавший всей московской прессой, чей вклад в первую чеченскую войну, пожалуй, превышал вклад всех Басаевых и Хаттабов, вместе взятых, только обозначил опасность этого нового явления. Сегодня на авансцену выходят куда более серьезные фигуры.

Необходимость создания единого организационного центра, координирующего и направляющего усилия всего сообщества "исламских интеллектуалов", была осознана довольно давно. Исламский комитет, предназначенный для выполнения этой цели, был создан в центре Судана, в Хартуме. (Место, что говорить, выбрано чрезвычайно удачно. Город навсегда прославился в конце ХIХ века, во время восстания махдистов. Восставшие, убежденные, что ими предводительствует "Махди" - последний пророк, мессия, чей приход свидетельствует о конце света, бестрепетно шли на английские пулеметы, пока не падала последняя шеренга. Тогда мир впервые столкнулся с "шехидизмом", как с массовым явлением. До того исламский фанатизм ассоциировался только с самопожертвованием ассасинов - воинов-наркоманов секты исмаилитов, промышлявших индивидуальным террором по приказу таинственного "Старца горы" со времен крестовых походов. Махдисты открыли новую эпоху.) 

В создании Исламского комитета участвовали такие фигуры, как Рене Генон - знаменитый французский философ и культуролог, перебравшийся после принятия ислама в Египет. Возглавил Исламский комитет наш соотечественник Гейдар Джемаль.

Надо отдать должное организаторам - это был великолепный выбор. Блестяший стилист, талантливый оратор, умелый организатор, автор пропагандистской ленты об исламской революции, заставляющей вспомнить таких мастеров кинопропаганды, как Дзига Вертов и Лени Рифеншталь - Джемаль, похоже, с блеском делает все, за что бы не взялся. Телезрители могли оценить масштаб личности во время недавних появлений в эфире. Вальяжные завсегдатаи политических телетусовок мгновенно мельчали и съеживались на его фоне. Пришел настоящий, опасный враг - Удугов был только пробой пера. 

Азербайджанец по национальности, выпускник Института стран Азии и Африки, Гейдар Джемаль за свои пятьдесят с небольшим прожил жизнь чрезвычайно пеструю и разнообразную. В юности был участником литературно-мистического кружка, возникшего вокруг весьма специфического писателя Юрия Мамлеева. В том анекдотическом сообществе, которое в советское время именовалось "мистическим подпольем" (в отличие от политического и литературного) - кружок был известен, как группа "сексуальных мистиков". Затем долгое время в том же самом "подполье" о Джемале рассказывали разнообразные легенды, как о "верховном черном маге Советского Союза". Впрочем, с фудаменталистским исламским подпольем - подпольем серьезным, в отличие от московского "мистического" балагана - тоже был связан с давних пор. В постсоветскую эпоху был членом васильевской "Памяти", как пишет он сам - по заданию таджикских фундаменталистов - но со временем "был разоблачен и изгнан". Долгое время сотрудничал с газетой "День" (нынешнее "Завтра"). Был самым влиятельным из той странной группы авторов, которые пропагандировали "ненасильственное вливание России в тюркское море". Разоблачен и изгнан почему-то не был, посему письменных свидетельств - по чьему заданию действовал на сей раз - не оставил. Можно только догадываться. Активно участвовал в создании первой Партии мусульман России. Работал на телевидении. Поддерживал связи с Баркашовым, Лимоновым и Дугиным. Васильевской проницательности, опять же, никто из перечисленных не проявлял. 

Одним из первых отреагировал на взрыв Всемирного торгового центра, пообещав скорое и кардинальное изменение карты Европы - возник же, мол, в свое время полумесяц над собором Святой Софии. После таких бодро-воинственных выступлений на телевидении был, по-видимому, одернут - не собой надо зрителей пугать, а американцами. Мгновенно перестроился. Сегодня публикует устрашающие прогнозы, выдержанные в противоположной тональности.

Американская операция, дескать, вызовет раскол в пакистанской армии и гражданскую войну (что, действительно, не исключено). Это неизбежно повлечет за собой вмешательство Индии (вот это уже начинает попахивать бредом). Против Индии вынужден будет выступить Китай (каковое соображение, помимо многих других, и удержит Индию от вмешательства при любом раскладе). Активизируются уйгурские сепаратисты в Синьцзянь-Уйгурском автономном районе КНР. Ответные меры китайской администрации повлекут исход беженцев в Казахстан, после чего в войну вступит Россия (в какую войну? Против Китая за уйгуров? Ну-ну...) Рушится окруженный Иран. Россия вмешивается и здесь - дабы не допустить турецкой гегемонии в регионе (вот мы уже и в войну с НАТО ввязались). Свист, треск, территориальный распад всех трех евразийских гигантов, начиная с Индии, тайфуны, землетрясения, конец света, и квартиру соседи сверху затопят, и любимая мамина чашка разобьется, а американцы наконец добьются мирового господства. В общем, читатель, ты, главное, не вдумывайся, твое дело ужасаться и завести привычную (у Удугова же получалось!) старую песенку: "Все что угодно, только не война! Мир любой ценой!"

Это ничего, что пока коряво. Он скоро научится. Он очень быстро учится. Уже следующий текст будет куда изготовлен гораздо тщательнее. И гораздо убедительнее. И уже возникают подпевающие голоса. Г-н Митрофанов из ЛДПР уже призывает, размахивая щеками, всем нестись на подмогу бедным талибам. Митрофанов, конечно, персонаж анекдотический. А вот "мир любой ценой" - это очень серьезно. Остается надеяться, что мы тоже учимся. И чем кончается "мир любой ценой" - не забудем. Однажды Россия ушла из Чечни. И Чечня пришла в Россию. 

Мы хорошо помним, кто такие американцы. И они не стали в одночасье праведниками в белых одеждах. И реальные заказчики войны преследуют совсем иные цели (хоть и не те, которыми пугает бывший "черный маг"). Но первым фронтом в этой войне была Чечня. В Афганистане открылся второй фронт. Будут, по-видимому, и третий, и четвертый. Это - надолго. Но мы - в войне. "Мир любой ценой" во время войны - это капитуляция. А призывы к ней - государственная измена. Если пройдет этот сценарий - тогда г-н Джемаль прав. Карты будут перекроены. Полумесяцы встанут и над Василием Блаженным, и над Исаакием, и над Нотр-Дам, и над Кельнским собором.